Особое мнение. Сергей Звягин: В нашей вратарской бригаде уникальная обстановка

С тренером вратарей «Металлурга» Сергеем Звягиным (на фото - www.metallurg.ru) общаться одно удовольствие. Жаль, что времени на это мало. Сам Сергей Евгеньевич в бытность вратарем «Нефтехимика» довольно успешно играл против «Металлурга», и трижды за полтора сезона оставлял атаку Магнитки не у дел. Как Игорь Бобков в последние годы.

Эта беседа должна была состояться раньше, в начале сезоне. И главным ее лейтмотивом должен был стать разговор о состоявшемся летом мастер-классе Звягина в СДЮСШОР «Металлург». С этой темы мы и начали наш разговор. 

–        Сергей Евгеньевич, расскажите о том мастер-классе, который вы проводили в детской школе «Металлург» прошедшим летом.

–        В принципе на это время я планировал работу с нашими молодыми вратарями основной команды Ильей Самсоновым и Артемом Загидулиным. Илья в предыдущий год прилетал ко мне в Детройт, где мы провели месячный сбор. Планировали поработать по той же программе и этим летом, но на этот раз в Магнитогорске, так как мы с семьёй после чемпионского парада решили никуда не улетать. Нам выделили лёд, но в силу разных причин Илья летом улетел в Штаты, побывал в лагере новичков «Вашингтона». Поэтому, так как лед был уже зарезервирован, я переговорил с тренерами вратарей СДЮСШОР «Металлург» о проведении двухнедельного сбора для воспитанников школы. Очень хотелось поработать с ребятами, пообщаться с ними. Во время сезона считанные разы удавалось выходить с ними на лёд, а здесь появилась  возможность узнать пацанов и их игру поближе. Знали, что для них будет здорово поработать с еще одним тренером. Также хотелось поближе поработать с тренером вратарей СДЮСШОР «Металлург» Денисом Антоновым, чтобы мы могли обсудить процесс подготовки, позадавать друг другу вопросы, чтобы работать в одном направлении. Понимали, что со многих точек зрения такой сбор будет полезным. Буквально за десять дней до сбора всё решилось. Денис всех обзвонил, предупредил. Я ему сказал, что если десять человек соберется, то будем делать лагерь, а собралось - 26 вратарей! Все ребята кто на то время был в городе с удовольствием пришли. Большое спасибо руководству Металлурга за то, что выдели лёд для наших вратарей. Проводили тренировки в две группы: младшие и старшие. Всё прошло отлично, я получил удовольствие от работы с детьми и нашими тренерами вратарей. Еще Олег Захаров выходил с нами. Я был этому рад, он помог нам с видео.

Мне всегда очень нравилось работать с детьми. Свою школу вратарей я организовал, когда мне было 25 лет, через год после приезда в Америку. И потом проводил её каждое лето. В первую очередь, это как подарок самому себе – чем больше ты себя отдаёшь детям, тем больше получаешь от них положительных эмоций. Конечно, это отрывает от семьи, но, когда видишь результат работы, понимаешь - это того стоит.

–        Вы сказали о том, что в 25 лет свою первую школы вратарей открыли. Как можно ее открыть в таком молодом возрасте, да ещё в другой стране?

–        Было действительно непросто, но этот этап жизни меня многому научил. Дело в том, что в то время я играл в лиге, где зарплаты хватало только на повседневные нужды. Сезон длился всего семь месяцев, и в оставшиеся пять нужно было зарабатывать. Сначала я работал тренером в школе Владислава Третьяка в Торонто, затем решил создать свою. В первый год я сразу понял, насколько это непросто. Сколько деталей и нюансов нужно учесть. А главное, после подсчётов понял – нужно минимум 30 вратарей, чтобы не остаться в минусе. Было трудно начинать с нуля, с бюджетом близким к этому нулю. В тот год я играл в «Квад Сити Маллардс», команда с которой за три года мы выиграли два кубка (кстати, название кубка – Континентальный). Решил сделать первый лагерь именно там, хотя детский хоккей в городе был только в зародыше.  Успех команды помог с поиском спонсоров и рекламой. Долго готовились, проделали огромный объём работы и получился отличный лагерь - 42 вратаря и 6 высококвалифицированных тренеров.

–        Опять же вам самому приходилось и спонсоров искать, параллельно занимаясь организаторской деятельность.

–        Да, все верно. Учился разговаривать с людьми из бизнеса, стараясь показать, как моя программа поможет развитию детского хоккея в городе, а главное самим детям. Было удивительно, насколько открыты люди были к данным вопросам.

–        Так надо английский знать неплохо, чтобы со спонсорами разговаривать.

–        Да, с этим действительно были проблемы, но то, как ты относишься к людям, оказалось важнее, чем словарный запас. Я старался, чтобы люди понимали мое сердце, почему я здесь, на каких принципах я строю свою школу, что для меня важно дать детям. Естественно, приводя ребёнка в лагерь, родители хотят улучшения вратарского мастерства, но если в тоже время их сын/дочь узнают больше о том: что такое быть частью команды, станут более дисциплинированными, поймут, что могут работать ещё лучше и т.д., они рады этому. А самое ценное для мам и пап (говорю это как отец троих детей), это если тренер (учитель в школе, воспитатель в д/с) показывает детям, насколько они уникальны и ценны как личности, вне зависимости насколько хорошо они ловят шайбу.

–        Были случаи в вашей практике, когда вы юному вратарю говорили: «Слушай, вратарь из тебя вообще не получится. Лучше тебе пойти в нападающие или в защитники».  

–        Никогда не говорил, что не получится. Хотя были совсем уж начинающие мальчишки. И девчонки тоже приходили иногда. Единицы, но были. Если у кого-то есть мечта, не в моих полномочиях её отбирать. Слышали историю про 68-летнюю женщину, которая жила в доме престарелых, и к этому возрасту никогда не занималась спортом. Увидела по ТВ как люди в её возрасте бегают марафон. Появилась мечта – цель – процесс. Результат – к 75-ти пробежала 12 полных марафонов…….

–        Хороший вратарь в молодом возрасте сразу виден?

–        Честно, и вратарь, и игрок, - у всех всё индивидуально. Некоторые раскрываются позже, по некоторым видно сразу, что - атлет.  Но, для вратаря важны не только физические данные, но и умения читать игру, управлять своими эмоциями, умение анализировать, уметь забывать неудачи, а с другой стороны умение снимать «корону» или вообще ее не надевать. Да и вообще по опыту, много было ребят, которые здорово начинали, а потом пропадали. А о других думали, что у них вообще ничего не получится, а в результате они заиграли.

–        У вас есть ответ на вопрос: почему в последние годы магнитогорская школа выпускает много хороших вратарей?

–        Да, если посмотреть по лиге: очень много воспитанников «Металлурга» играют в КХЛ. А результат оттого что, за этим следят. Хорошо поставлена работа в клубе, компетентные тренеры, руководство выделяет дополнительный лёд для вратарских тренировок. Глядя на успехи старших, пацаны приходят в секцию, отсюда хороший отбор.

–        Есть такой воспитанник «Металлурга», как Игорь Бобков. Ему за три матча никто из хоккеистов «Металлурга» забить не смог. А вы знаете, как ему забить?

–        Нет вратарей, которым нельзя забить. Когда мы играли дома, у нас действительно было большое преимущество, и он очень хорошую игру отыграл. Когда же мы играли во Владивостоке, не думаю, что его игра была решающим фактором. А на предстоящие игры, изучаем игру соперника, в том числе вратаря. Уверен, успех к нам придёт.

–        Вы за какие площадки: малые или большие?

–        Если смотреть на Олимпиаде, где собрались лучшие хоккеисты, на большом льду хоккей смотрелся очень здорово, мне понравилось даже больше чем Кубок Мира. Когда мастерства поменьше, а площадки такие же большие, мне кажется, чуть-чуть зрелищность теряется. Если уровень мастерства высок, я за большие площадки.

–        Кого считаете сильнейшим вратарем в КХЛ, исключая магнитогорский тандем?

–        Я мог бы сказать, кто мне нравится из ребят, но не буду этого делать, потому что это не совсем корректно. Статистика не всегда объективна. Есть в КХЛ пять-шесть вратарей, игра которых мне импонирует. Считаю их вратарями высокого класса. Уверен, они смогли бы проявить себя в НХЛ.

–        Сколько из них играет в восточной конференции?

–        Не думаю, что в восточной конференции вратари слабее, чем в западной. Вратаря три.    

–        В «Металлурге» бригада высокорослых вратарей. В современном хоккее высокие вратари имеют в чем-либо преимущество над менее габаритными коллегами по цеху?

–        У всех есть свои плюсы. Невысокий вратарь свой рост должен компенсировать движением, выбором позиции и резкостью, но, например, посмотреть на Пекка Ринне, который ростом под два метра, но такой же резкий, как невысокие вратари… Не думаю, что нужно зацикливаться на росте. В каждом вратаре нужно искать его сильные стороны, и строить его игру, направлять в то русло, чтобы он мог их использовать на сто процентов.

–        Методики подготовки вратарей в Америке сильно отличаются от российских?

–        Мне кажется, что рамки постепенно стираются. В наше время есть очень много ресурсов, с помощью которых можно изучать действия вратарей разных школ. Поэтому, можно брать что-то из разных стилей и систем подготовки. Если говорить по школам, то трудно сказать, какая из них самая сильная на данный момент.

–        Есть в КХЛ команды, против которых Кошечкину гораздо труднее играть, чем против остальных соперников? Или может, нестандартные нападающие? Сколько их? Единицы?        

–        Единицы, но не в лиге, а почти в каждой команде. Таланта очень много. Другое дело, насколько атакующему таланту позволяют раскрыться, использовать импровизацию. Хоккей изменился и во многих командах игроки ограниченны «тактическими» рамками. В плане не стандартных нападающих других команд, естественно, сразу на ум приходит питерский СКА. Там собраны очень сильные в индивидуальном плане ребята. Павел Дацюк - яркий пример. Может, он не такой ярко выраженный снайпер как Овечкин, но то, что он творит на льду, изначально не поддается логике.

–        Хоккей стал другим. А вот этот самый другой хоккей как-то изменил работу вратарей?

–        С одной стороны, описание работы осталось прежним (смеётся) – остановить шайбу. С другой стороны, раньше главная задача вратаря была отбить первый бросок, а защитники должны всё остальное «чистить», так как из-за издержек техники, вратарю было очень тяжело быть в хорошей позиции на второй-третий отскок. Приходилось «нырять» за шайбой, шпагаты делать. Сейчас, с первым броском для вратаря всё только начинается…. Ещё одно отличие, это насколько больше «траффика» около ворот, соперник старается перекрыть видимость вратарю. Возвращаясь к вопросу о росте вратаря, в таких моментах высокие вратари имеют явное преимущество над невысокими.

–        Вратаря на матч определяет главный тренер команды. А вы можете сказать главному, что, например, сегодня лучше сыграть другому вратарю?

–        Абсолютно верно, назначает главный тренер. Сначала Илья Петрович спрашивает меня, кого я вижу сегодня в воротах, кто как готов и так далее. В большинстве случаев: «Кого думаешь?». – «Вот его». – «Согласен». Бывает, что мы не согласны и если так происходит, то главный тренер просит дать аргументы в пользу моего выбора. Я предоставляю всю информацию, но последнее слово за главным тренером. К счастью мы уверенны в каждом из наших вратарей.

–        Как происходит замена вратаря, кто принимает решения на лавке по ходу матча? Как мне показалось, эти замены по ходу игр не оказывают потом на вратарей «Металлурга» негативного влияния на их психологическое состояние. Напротив, они после этого начинают играть ещё лучше.

–        Раз на раз не приходится. Один раз Петрович даже на меня не смотрел, сразу дал сигнал на замену. Потому что замена совершенно не была связана с игрой вратаря, а с желанием что-то поменять в игре команды, встряхнуть ребят. А так, иногда после пропущенного гола он смотрит на меня, как я отреагирую на пропущенную шайбу. Нам достаточно положительного или отрицательного кивка головы.

В нашей вратарской бригаде уникальная обстановка. У Ильи с Васей очень хорошие отношения. Естественно, у каждого есть желание играть, но нет косых взглядов друг на друга и чего-то отрицательного в их отношениях. Они всегда стараются друг друга поддержать.

–        В начале этого года видел, как вы с Виктором Козловым вспоминали былое на льду. Точнее, Виктор Николаевич испытывал на вас свои коронные броски. Как часто сейчас удается потренироваться именно как вратарю?

–        Честно, до прошлого года форму не надевал лет пять. В том году меня несколько раз приглашали играть за команду Легенд, и чтобы уж совсем не опозориться, брал у 14-ти летнего сына форму и выходил на лед, но всего-то раза два-три. Витины броски особенной уверенности не придавали, тогда на лёд выходил Майк Пелино и  всё становилось намного лучше (смеётся).

Интервью вел Артур ИВАННИКОВ. 

Фото: Sports.ru

Ice, 09.12.2016 17:20
следите за нами в телеграм канале https://t.me/detalimetallurg
     0   комментариев