К 60-летию магнитогорского хоккея. Равиль Гусманов: Мне никогда не было дела до уличных гуляний

Kbmmg.ru продолжает серию ретро-интервью с участниками предстоящего Матча Легенд в честь 60-летия магнитогорского хоккея.

Этот разговор с Равилем Гусмановым (фото - www.khl.ru) состоялся в один из самых труднейших периодов в истории «Металлурга» - в начале октября 2006 года. Думаю, не стоит напоминать, как тогда играла магнитогорская команда. На старте чемпионата был избран новый капитан – им стал именно Гусманов. И когда я получил задание взять интервью у новоиспеченного капитана в самый тяжелый для команды момент, не верил, что оно будет выполнено. Однако наш герой охотно согласился на разговор, который продлился больше часа в пресс-центре дворца Ромазана.

–        Равиль, недавно вы провели 400-й матч за «Металлург»  в чемпионатах страны. В 1998-м, когда впервые появились в Магнитогорске, могли себе представить, что так долго будете играть за эту команду?

–        В то время особо не задумывался о будущем. Стремился играть в каждом матче, получать удовольствие, радовать болельщиков. Почти сразу понравился коллектив, отношения со стороны руководства, что особого желания уходить отсюда никогда не появлялось. Хотя были предложения, можно было бы принять более выгодные условия, но такого стремления не было.

–        Все-таки у профессионалов карьера не очень длинная, если выгодные предложения были, почему бы их не принять? С точки зрения профессионала это вполне логично.

–        В принципе, да. Но, во-первых, эти переезды не очень удобны для семьи. Все равно мы играем не только для себя, поэтому работа хоккеиста должна приносить удобство не только ему самому, но и его семье. Даже, когда мы сюда переезжали, дочки менять школу пришлось, свои трудности были. Не люблю много перемен.

–        Есть некоторые игроки, за которых жены решают, где им играть. Как в вашей семье это дело обстоит? Кто принимает окончательное решение?

–        Как уже сказал, особо другие варианты не рассматривались, здесь все устраивает: и в профессиональном, и в бытовом плане.

–        Что тогда, в 1998-м году, стало основополагающим фактором при  подписании контракта с «Металлургом»?

–        То, что здесь было очень много знакомых ребят-хоккеистов из Челябинска, а также главный тренер Белоусов, которых знал, играли вместе.

–        Но вот сейчас в «Металлурге» осталось только двое воспитанников челябинского хоккея. Это вы и Алексей Тертышный.

–        В то время их было намного больше. Выбор не случайно пал на «Металлург». За «Трактор» последний раз выступал в 1994 году. Хорошие, добрые воспоминания остались о тех временах. Команда была дружная, играла на приличном уровне, дважды завоевывала бронзовые медали, было много делегатов в сборную страны. Школа до сих пор не плохая.

–        Хотя из Магнитки вы однажды уезжали в Северную Америку вторично, и опять с НХЛ не сложилось?

–        Не люблю на кого-то сваливать. Мол, не поняли меня. Значит, не подошел под НХЛ. Возможно, удача отвернулась, возможно сам не до конца доработал. Когда туда приехал, играл за «Виннипег» выставочный матч против «Калгари», мы выиграли 3:2, я забил две шайбы, в том числе и в овертайме. Мне после игры сказали: «Молодец, вот тебе билет - завтра в фарм-клуб улетаешь». Это было первое и не самое приятное столкновение с НХЛ. Это был хороший опыт, нисколько не расстроен, что побывал там. Поварился в той каше, и только прибавил в профессиональном и бытовом плане.

–        Но вы по характеру, получается, терпеливый человек, потому что в фарм-клубах много времени провели. Значит, чего ждали?

–        Ну да. Все-таки надеялся ещё попасть в команду НХЛ. В фарм-клубе надо тоже работать, там тяжелее, чем в НХЛ. Мастерства поменьше, зато беготни побольше. Так что, ещё вопрос, где тяжелее играть: в НХЛ или в фарм-клубе.   

–        «Металлург» неудачно начал чемпионат, хотя в команде достаточно квалифицированных мастеров, для которых занимаемое место очень низкое. У вас как у капитана есть тому свое объяснение?

–        Если честно, тяжело объяснить, что происходит. Некоторые матчи проиграли из-за своей растерянности. Было, команда просто неузнаваемая. Вроде бы желание огромное, но получается невпопад. А бывали матчи, когда самоотдача хорошая, моментов много, но чего-то не хватало. Потерялась психологическая уверенность, сейчас надо найти свою игру. Как обычно, это бывает - через работу.

–        Капитан Гусманов и игрок Гусманов – это два разных человека?

–        Думаю, да. В жизни не люблю много разговаривать. А как капитан, должен в тяжелых ситуациях подбадривать ребят, словом и делом повести команду вперед.

–        Сейчас лидер «Ак Барс». У вас есть друзья  в этой команде?

–        Нет.

–        Если бы вам довелось служить в армии, то какие бы войска выбрали?

–        Даже не знаю. Никогда об этом не задумывался. Наверное, куда бы послали, туда бы и пошел. Особо не привередливый. Любую работу уважаю.

–        Ваше детство – это лед, тренер, поездки, тренировки, армейский подъем по утрам?

–        Некоторые говорят, мол, хоккеисты такие богатые. Почему, когда ты баклуши бил, где-то бегал, шлялся, я каждый день в шесть утра с рюкзаком в трамвайной толкучке ехал не тренировку. Потом шел в школу, и опять после школы – на тренировку. Хотя мне грех жаловаться на то, что нравится заниматься своим любимым делом. Мне никогда не было дела до этих уличных гуляний.

–        Вас кто-то в секцию водил?

–        Да нет. Родители работали. В основном, сам, был самостоятельным. Сейчас смотрю, родители приходят на все тренировки, иногда вмешиваются в тренировочный процесс, знают больше, чем тренеры. Также и в поездки ездят. В моем детстве было по-другому: родители работали, а мы без них ездили на соревнования и на тренировки сами ходили. 

–        Можно сказать, вы с раннего детства самостоятельный человек. А кто вас в хоккей привел?

–        Папа. Он сам не профессионал, но очень спортивный человек. Чуть ли не каждый день бегает кроссы, внуков на лед таскает. Хочет из них тоже хоккеистов сделать. Зимой он на лыжах, летом – в футбол. То есть, к спорту человек не равнодушный.

–        Кто ваш отец по специальности?

–        Работал обычным строителем, постоянно участвовал  в лыжных гонках, и маму вовлекал.  Я тоже на лыжах участвовал  в детских соревнованиях. На «Золотую шайбу» играл в Ярославле, где проходил всероссийский отборочный турнир.

–        А в команду мастеров «Трактор» вы попали один из выпуска 1972 года рождения?

–        Точнее с защитником Артемом Копатем. Мы с ним родились в один день. Очень талантливый был хоккеист, мощный защитник, вместе играли в молодежной сборной. К сожалению, трагически погиб в 19 лет, неделю не дожил до двадцати. Звали его за океан, вполне мог заиграть на самом высоком уровне. Но судьба по-другому сложилась.

–        Челябинска школа тех лет ежегодно кого-то из «звезд» выпускала: Гомоляко, Карпов, вы…

–        Выпуски 1970-го и 1971-го были достаточно богаты на талантливую молодежь. Там не только Гомоляко был, но и Сергей Тертышный, Давыдов, Сапожников, которые чемпионами мира становились, в сборной играли. Леша Степанов, который тоже трагически погиб, перед этим в «Металлурге» много играл, тоже 1972 года рождения. Вместе одно время тренировались.

–        Сколько вам было лет, когда вы впервые встали на коньки?

–        Отец меня в два года поставил на коньки. Вернее, в этом возрасте пробовал делать первые шаги.

–        И если так прикинуть, то получается, вы играете больше, чем некоторые работают. Вам не надоело столько играть?

–        Наверное, когда надоест, все-таки закончу, но пока не наигрался. Матч закачивается и с нетерпением ждешь следующего. Еще желание не отпало.

–        В НХЛ ваши коллеги играют до 40-45 лет, а в России на уровне Суперлиги это реально?

–        Все зависит от конкретного человека, его возможностей, кондиции, здоровья. Хоккей травматичный вид, и все болячки, заработанные в нем, рано или поздно сказываются. Тут от многих факторов зависит. Часто люди заканчивают карьеру не из-за психологической усталости. Бывает, желание есть, но здоровье не позволяет. Сказываются болячки.  

–        Если бы у вас была возможность пригласить в команду кого-то из друзей-хоккеистов, то это был…

–        Очень много ребят, с которыми дружу до сих пор, провели хорошее время в команде. Например, Эдик Кудерметов, и прочие. Почти все, с кем играл. Магнитка славилась коллективом, поэтому, наверное, многое выиграла. Когда есть коллектив, приходят победы.          

–        Сейчас в «Металлурге» есть коллектив?

–        С начала сезона многое изменилось. Коллектив в стадии формирования. У нас много молодежи, для которых взрослый хоккей пока в диковинку. Здесь сои требования, свои правила. Нужно время, чтобы молодежь осознала и поняла, куда она попала, в какую команду. Я думаю, всё будет хорошо.

–        Для нападающих ворота в хоккее маленькие или нормальные?

–        Никогда об этом не задумывался, об изменениях форм и правил. Так что пусть ворота пусть остаются прежними.

–        Вас какой результат больше всего нравится 7:6 или 2:1?

–        Когда 2:1 – команда боролась, играла, а 7:6 – это расхлябанность.

–        Кто самый лучший хоккеист в мире?

–        Из моего поколения Ягр, Федоров. Они сильно талантливые. Из молодого поколения – Ковальчук, но ему нужно время, чтобы достичь больших высот.

–        А любимые киноактеры?

–        Евгений Миронов нравится. Из более старшего поколения – Абдулов. Из западных Роберт де Ниро, из женщин - Вупи Голберг, и актриса из «101 Долматинца».   

–        Как вы относитесь к модным течениям в хоккее. Например, к современным клюшкам?

–        Все заказывают клюшки, и у нас тоже из Америки заказывают ребята. Я играю старыми моделями, к которым привык ещё сто лет назад. И тоже особо не люблю перемены, в том числе и коньках. Уже, наверное, коньки такой модели не выпускают, приходиться делать спецзаказ. Я консервативен.

–        А что за коньки и клюшки?

–         До сих пор играю с клюшками со съемными деревянными крюками, хотя сегодня многие хоккеисты перешли на цельные клюшки. И коньки марки ССМ - старая модель, более тяжелая, но  к ней  я привык, поэтому не меняю.

–        В НХЛ есть игроки, у которых вы подмечаете какие-то финты, нестандартные решения?

–        Да нет. В основном, свою игру стараюсь анализировать обязательно.

–        А дружеские отношения с кем из известных энхаэловцев поддерживаете?

–        Ни с кем. Так поучается, что общаюсь с более простыми людьми.

–        Вы человек суеверный?

–        В меру. Нет такого, чтобы зацикливаться на чем-то и ломать голову. Не буду ничего бросать, потому что якобы звезды не сложились.

–        Есть некоторые игроки, которые запрещают родственникам приходить на матчи с их участием.

–        Конечно, но мои родственники на матчи с моим участием приходят обязательно и с удовольствием. Ведь мы в том числе и для них играем. Очень этому рад.

–        Кстати, у вас много родственников, от которых вы принимаете поздравления по случаю забитых шайб?

–        В основном они живут в Челябинске, но сюда часто приезжают на хоккей. Раньше, когда «Трактор» не выступал в Суперлиге, чаще приезжали. Играем для болельщиков, а при пустых трибунах играть неинтересно.

–        Супруга часто ходит на хоккей?

–        С удовольствием, её я часто вижу на трибуне.

–        Она ваш главный критик?

–        Нет. Переживает за неудачи. Наоборот, я прихожу, расстраиваюсь, а она поддерживает. Ирина, так скажем, более здравая голова семейства Гусмановых.

–        Но она в хоккее разбирается, то есть проброс от офсайда отличает?

–        Конечно, ведь столько лет проездить с мужем-хоккеистом. Думаю, она уже что-то может любому тренеру подсказать.

–        У вас есть увлечение, которое вы любите, возможно, больше, чем хоккей?

–        Если честно, не остается свободного времени. Хотелось семье побольше уделять времени. Недавно родился сынишка. Супруге тяжело, помочь хотелось бы. На другое не очень много времени остается.

–        В чем помочь?

–        Хотя бы поиграть с сыном, чтобы мама выспалась.

–        У вашего сына очень редкое имя?

–        Наверное, да. Его зовут Филат.

–        Оно от кого досталось по наследству?    

–        Нет. Достаточно много литературы перечитали, все девять месяцев ломали голову на тем, как назвать ребенка. Ничего необычно. Мне кажется, хорошее имя.

–        И, правда, долго думали! А кто в итоге решение принял?

–        Обоюдное согласие. Помню, дочь  немного сопротивлялась, ей хотелось какое-нибудь имя попроще: Саша или Сережа. Но мы с мамой убедили её. Надо, чтобы и сестре нравилось имя брата.

–        Чем увлекаются супруга и дочь?

–        На супруге держится всё домашнее хозяйство6 стирка, уборка, глажка. Звери – кошка с собакой, ещё и дети. Я в бытовых проблемах не особо силен. А дочь всем понемножку, старались, чтоб не била баклуши. Ходила в секцию фигурного катания, бальных, спортивных танцев. Мы с мамой хотели, чтоб развивалась как девочка с хорошей фигурой. Пусть занимается хоть чем, это полезно для здоровья, чем сидеть дома. не было никогда никакого давления на неё, мол, занимайся и станешь великой хоккеисткой.  Мы сами детьми были, когда поженились и уехали в Америку.

–        Однажды Валерий Карпов рассказывал, что он отдыхает от хоккея с помощью походов в театр. Он ведь не лукавил?

–        Безусловно. Посещали спектакли в Челябинске, Магнитогорске. Был в театре Ленкома в Москве. Раньше получалось сходить.

–        Что обычно в перерывах хоккеисты делают в раздевалках помимо того, что слушают указание тренера?

–        В основном, отдыхают. Кто пьет чай, кто воду. Общаются, обмениваются мнениями. Перерыв – это время для концентрации и обмена мнениями.

–        Вы поиграли под руководством россиянина, чеха, канадца, теперь снова россиянина. У кого из этих тренеров наиболее всего развито чувство юмора?

–        Все тренеры разнообразные, интересные по-своему. Белоусов, Марек, Кинг, Канарейкин. Все, с кем поработал – со всеми было интересно. Каждый из них привнес что-то свое.

–        В межсезонье как обычно отдыхаете: активно или пассивно? Занимаетесь, например, полезным трудом?

–        Я – не особый мастер. В огороде жена с удовольствием копается, я же – чтобы помочь. Сажаю, например, кабачки. Могу что-то вскопать, вытащить сорняки. В земле с удовольствием вместе копаемся: я, может быть, с меньшим, а она -  с большим. Большее время отпуска проводом в Челябинске.    

–        Что вы сможете сделать своими руками, не прибегая к помощи специалистов?

–        Честно, не очень много. Вот мой отец - мастер на все руки. Я не считаю, это каким-то минусом. Допустим, гвоздь прибить я-то смогу, а батареи поменять – нет.  

–        Вы живите в подъезде, где вашими соседями являются тоже хоккеисты, а не обычные жильцы, которые не донимают вас различными вопросами и расспросами? С обычными соседями пожить не хотелось?

–        Когда проиграешь, сразу раздаются звонки от друзей, знакомых. Когда забьешь, выиграешь, почему-то никто не звонит. Приходится рассказывать, общаться. На улице прохожие, бывает, останавливают, спрашивают. Никогда не отнекивался от прохожих, все-таки играем для болельщиков.

–        А вы сами по себе болельщик. Переживаете за какие-нибудь клубы?

–        И без того очень много в голове хоккея, поэтому не являюсь болельщиком. За сборные команды по другим видам спорта, безусловно, переживаю.

–        Каким неспортивным достижением в своей жизни вы гордитесь?

–        Своей семьей. Не каждая женщина вытерпела бы такие мытарства, переезды. Некоторые друзья до сих пор представить себе не могут как это так: сегодня здесь, а завтра там. Жизнь на чемоданах проведет не каждому. Дочь столько школ поменяла, соответственно, друзей. Сейчас родился сын, надо его поставить на ногу. Поэтому успокаиваться рано, надо работать, кормить семью, растить детей.

–        Дочь, насколько я понимаю, училась в американской школе?

–        В так называемом прискуле – этап перед школой, чуть повыше садика.

–        Сейчас «Металлургу» очень непросто. Подобный момент был когда-нибудь в вашей карьере?

–        Не люблю проигрывать. Всегда расстраиваешься по этому поводу, но жена успокаивает. Дает мне на руки сына, и я сразу забываю о своей работе, неудачном дне. Сынок начал ползать, поэтому надо за ним следить. Раньше на короткие дистанции ползал, теперь по всей квартире. Конечно, на коньки его обязательно поставлю, а что он со временем выберет - решать ему.    

–        Впереди половина осени, вся зима, часть весны. Вы как капитан можете дать болельщикам «Металлурга» позитивный прогноз на весну?

–        Думаю, команда найдет свою игру, будет прибавлять от матча к матчу и к плей-офф подойдет в лучшей форме. Все-таки всё будет хорошо.

–        И я вам верю.    

Интервью вел Артур ИВАННИКОВ.     

Предпочтения

блюдо/ еда: японская кухня

напиток: квас

время года: зима

автомобиль: «Volvo»

музыка: «Linkin Park»

фильм: «Бриллиантовая рука». «Афоня».

 

Ice, 11.12.2015 18:30
следите за нами в телеграм канале https://t.me/detalimetallurg
     0   комментариев